В ходе выездной проверки налоговая служба установила, что организация перечисляла в бюджет удержанные суммы НДФЛ не в полном размере и с нарушением установленных сроков. При этом сам расчет налога был произведен правильно. Поэтому компания была привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа, а также ей были начислены пени (ст. 123 Налогового кодекса).

Не согласившись с доводами проверяющих, налогоплательщик обратился в суд. Он сослался на то, что задержки перечисления НДФЛ в бюджет происходили по техническим причинам.

Тем не менее суды не посчитали такую причину достаточной для освобождения от ответственности (п. 4 ст. 81 НК РФ). Ведь организация, допустив неуплату налога, правильно заполнила налоговую отчетность, т. е. она знала сумму, подлежащую перечислению в бюджет. Вышеуказанная норма распространяется только на те компании, которые наряду с неуплатой налога исказили свою налоговую отчетность. В данном же случае несвоевременная уплата налога не была связана с техническими либо иными ошибками.

Посчитав такую позицию судов несправедливой, налогоплательщик обратился с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации. Суд признал взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 НК РФ и ст. 123 НК РФ не противоречащими Конституции РФ. От ответственности налоговый агент может быть освобожден, если он не допустил искажения налоговой отчетности и сам уплатил налог и пени до того, как налоговый орган обнаружил факт несвоевременной уплаты, или же до назначения выездной проверки. При этом неуплата налога должна являться следствием технической или иной ошибки.

При пересмотре дела суды указали, что компанией не были соблюдены все условия освобождения от ответственности, предусмотренные п. 4 ст. 81 НК РФ, в частности, не были уплачены пени за несвоевременное перечисление НДФЛ. При этом проблемы налогоплательщика, возникшие при использовании программного продукта не могут расцениваться как доказательство непреднамеренного совершения налогового правонарушения в результате технической ошибки. Поэтому решение налогового органа было оставлено в силе.

Аналогичную позицию занял и Верховный Суд Российской Федерации, отказав налогоплательщику в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения (Определение ВС РФ от 5 марта 2020 г. № 305-КГ16-17454, информация ФНС России от 16 апреля 2020 г.).

Источник: ГАРАНТ.РУ